Отчет об экспедиции «Великая Андома. Тайна трех океанов»
«Позади 800 километров снежных просторов Карелии. Сказать, что это было увлекательное путешествие, значит ничего не сказать. Действительно, из этой экспедиции мы привезли много положительных впечатлений и эмоций.
Каждая наша экспедиция не похожа на предыдущую, новые задачи, новые впечатления, новые испытания. Испытания не только техники, но и собственных сил и выносливости. Это ежедневная борьба с сюрпризами погоды, преодоление трудных участков пути километр за километром, закалка собственного характера на достижение цели любой ценой. Иногда эта самая цена, оказывается слишком высокой. Это бессонные ночи, когда от холода ты не можешь уснуть, это вечная усталость, это горячая еда только один раз в день, замерзшая зубная щётка и насмерть окаменелые влажные салфетки…
Именно в этот момент понимаешь, что все эти трудности ничто, пока ты продолжаешь ехать, пока у тебя есть топливо и пока двигатель твоего снегохода весело перекликивается вспышками сгорающего топлива в цилиндрах, словно намекает, что пора бы спеть в унисон на высоких тонах… И при первой же возможности, ты, как дирижер, управляющий оркестром, нажимаешь на курок акселератора, заставляя этот дуэт внутреннего сгорания петь чётко и слаженно, не фальшивя, перелистывая ноты одометра снова и снова...
«Позади 800 километров снежных просторов Карелии. Сказать, что это было увлекательное путешествие, значит ничего не сказать. Действительно, из этой экспедиции мы привезли много положительных впечатлений и эмоций.
Каждая наша экспедиция не похожа на предыдущую, новые задачи, новые впечатления, новые испытания. Испытания не только техники, но и собственных сил и выносливости. Это ежедневная борьба с сюрпризами погоды, преодоление трудных участков пути километр за километром, закалка собственного характера на достижение цели любой ценой. Иногда эта самая цена, оказывается слишком высокой. Это бессонные ночи, когда от холода ты не можешь уснуть, это вечная усталость, это горячая еда только один раз в день, замерзшая зубная щётка и насмерть окаменелые влажные салфетки…
Именно в этот момент понимаешь, что все эти трудности ничто, пока ты продолжаешь ехать, пока у тебя есть топливо и пока двигатель твоего снегохода весело перекликивается вспышками сгорающего топлива в цилиндрах, словно намекает, что пора бы спеть в унисон на высоких тонах… И при первой же возможности, ты, как дирижер, управляющий оркестром, нажимаешь на курок акселератора, заставляя этот дуэт внутреннего сгорания петь чётко и слаженно, не фальшивя, перелистывая ноты одометра снова и снова...
800 километров много это или мало? Вопрос, на который невозможно ответить однозначно. В рамках одной экспедиции — это немного, но каждый, кто хоть раз удалялся от цивилизации и оказывался один на один с природой, понимал, что теперь он в плену, он заложник всего живого и не живого, что находится вокруг него, ну а природа щедра на сюрпризы и не всегда приятные… Так было и в этой экспедиции. Уже в первый же день путешествия погода сыграла с нами в русскую рулетку, послав испытание холодом.
- Минус сорок, - хрипло констатировал руководитель экспедиции, - спокойной ночи, - продолжил он, застегивая молнию на палатке.
Но ночь была не очень спокойной. Организм пытается приспособиться к экстремальным условиям, то и дело говоря крылатую фразу: " не спи, замерзнешь…"
Утром было ещё тяжелее, окаменелые сапоги никак не хотели налезать на ноги, вещи промерзли насквозь так, что штаны нужно было сначала сломать пополам перед тем, как попытаться надеть их. Но это было только первое испытание, ещё было два снегохода Stels Viking 600, которые простояли на морозе всю ночь. Мысль о том, как же их запускать, если я даже со штанами не могу справиться, повергла меня в уныние... Собравшись с мыслями, вооружившись идеями и запасными планами, предварительно подкоптившись у тлеющего костра, побрел запускать снегоходы... Решил начать с жёлтого, он был с аккумулятором и электростартером. Открыв капот перед запуском, я понял, что лучше бы я этого не делал... Мотор напоминал безжизненное тело, покрывшееся равномерным слоем бело-голубого инея, зловеще поблескивая в лучах утреннего солнца. Картинка напомнила старые фильмы ужасов с заброшенными во льдах научными станциями, абсолютно безжизненными. Я на секунду представил внутренности двигателя, такие же мёртвые, как и снаружи, стенки цилиндров с бахромой снега, поршень замерший в среднем положении, который не сможет больше сдвинуться с места, свеча зажигания, которая не сможет выдать ту маленькую жизненную силу, которая подобно медицинскому дефибриллятору, пробудит жизненные процессы и мотор оживет. Секундное уныние пришлось прогнать, так как вариантов не завести технику не было, ехать было просто необходимо. Помолившись всем богам внутреннего сгорания, которых я только мог придумать, медленно взялся за ручку ручного стартера. Сделав обычное резкое движение руки на себя, я снова впал в отчаяние. Веревка натянулась и замерла на месте оставив резкую боль в моём локтевом суставе. Дальше следовала, как говорится, непереводимая игра слов с проклятиями в адрес небесной канцелярии. Скинув перчатки и взявшись двумя руками за ручку, зафиксировав ноги в удобном положении аля штангист готовится к рывку, я всем телом медленно потянул шнурок на себя.
Веревка натянулась до предела и мне на секунду показалось, что я услышал скрип снега, подобный скрипу под ногами в лютый мороз, медленно коленчатый вал начал проворачиваться с каждым оборотом вселяя надежду на успешный запуск. Первые пять оборотов дались очень тяжело. Дальше дело пошло живее, мотор начал бодрее крутиться, я уже мог его проворачивать одной рукой. Теперь я уже чувствовал сопротивление компрессии в цилиндрах и на минутку задумался: " пробег то уже не маленький, а компрессия ещё как у нового..." Это была и радость, и беда, мотор по-прежнему сопротивлялся изо всех сил. Лишь после десяти полных движений, я почувствовал, что мотор готов к электрошоку в виде электрического стартера. Вытащив подсос, я робко включил зажигание. Плавно, словно их кто-то тоже подталкивал, запрыгали циферки на приборной панели, показывая свою готовность к запуску. Стрелка тахометра показала свой максимум и вернулась вниз, зловеще застыв на отметке ноль....
Этот момент знают все, кто хоть раз запускал замерзшую технику! Плавно, почти не дыша, ты нажимаешь кнопку старт в надежде, что сейчас будет вспышка и мотор оживет....
Так было и в этот раз. Зачем-то подышав на свой большой палец левой руки, я плавно нажал на кнопку. Плавно набирая обороты закрутился коленчатый вал и о чудо! Мотор взревел, показывая свою готовность быстро приступить к новым пробегам. Через несколько секунд мотор полностью стабилизировал обороты, плавно начал оттаивать иней, задымил сизым дымом выхлоп показывая тем самым, что смазка двигателя в норме, на приборной панели радостно побежали в сторону увеличения показания температуры двигателя.
Одновременно с мотором и я начал согреваться. Было неожиданно, что мотор так легко оживет после такой ночи. Это была его первая экстремальная температура. В прошлой экспедиции я почувствовал разницу после обкатки мотора: он к тысяче километров стал заметно резвее, теперь он вышел на свой рабочий режим и уверенно работает во всех режимах. Как и всегда, в этой экспедиции мы использовали масло Liqui Moly для нормальной работы двигателя, в этот раз мы его испытали ещё и в экстремально низких температурах. Кроме того, также это масло мы использовали для других брэндов снегоходов, результат положительный.
Чёрный снегоход заводил только при помощи ручного стартера. Опыт запуска предыдущего снегохода не прошёл бесследно и уже через минуту мотор звонко вторил своему брянскому брату.
Погода услышала наши молитвы и больше почти не преподносила сюрпризов.
Дальше были километры бескрайних и бесчисленных карельских озёр, старинные монастыри и церкви, Бесов нос со своими петроглифами и, конечно, Великая Андома, которая пыталась скрыться от нас, послав нам ещё одно испытание сильнейшим ветром со снегом и нулевой видимостью.
Впереди ещё много увлекательных приключений, которые невозможно совершить без надежного друга и помощника - снегохода STELS Viking. Одной из основных задач таких мероприятий, является не рассказ о красивых местах нашей Родины, а проверка надёжности техники в различных условиях. Зачастую эти условия далеки от стандартных условий эксплуатации, это и перегруз, и движение по торосам, где подвеска испытывает запредельные нагрузки, и езда продолжительное время на максимальной скорости, и многое другое для определения слабых мест и устранения таковых.
В этот раз мы положили ещё 800 километров в копилку надёжности Нашей техники».
Фото: Глеб Семеренко, Роман Кожан